«Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Станция Юных Натуралистов"

 Труновского муниципального района

 

«Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.

 

ДОКЛАД

 

«Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада. Освоение современных технологий в образовательном процессе»

 

   В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и обеспечение здоровья детей.

Такие задачи ставятся в ходе  реализации  Национальной образовательной  инициативы  «НАША НОВАЯ ШКОЛА»,  дошкольное образование должно стать полноценным звеном в новой системе непрерывного образования.

         Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

         Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

         Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

         Наше дошкольное учреждение было построено в 1972 году. Численный состав воспитанников в 2008 – 2009 учебном году 126 детей. В детском саду функционирует  7 возрастных групп из них 3 группы детей ясельного возраста и 4 группы для детей дошкольного возраста. В штате детского сада имеется ставка воспитателя по здоровьесберегающим технологиям.

          Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор, экологическая комната, стадион. Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по их   физическому воспитанию и оздоровлению.

         В самих группах созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.

         «Тропа здоровья» в группах составляется из различных спортивных и импровизированных предметов, помогающих включить в работу все группы мышц, а также способствующих массажу стоп и профилактики плоскостопия (В.С. Лосева): это коврики резиновые и шерстяные, лотки, наполненные каштанами, галькой, ребристые доски.

         В оформлении групп и подборе игрового материала воспитатели опираются на концепцию Н.Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Все это способствует более эффективному развитию двигательных навыков, становлению психических функций, эмоциональному благополучию.

         В учреждении используются следующие здоровьесберегающие технологии:

- физкультурно-оздоровительные технологии: такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А.Н. Стрельниковой), гимнастика для глаз, витаминотерапия, гимнастика после дневного сна;

- технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье: психогимнастика (Е.А. Алябьева), пальчиковая гимнастика, логоритмика.

         Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.

         Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.

         Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей мы уделяем совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности наших воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:

- утренняя гимнастика

- индивидуальная работа

- физминутки

- подвижные и спортивные игры

- оздоровительный бег

- гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»

- спортивные досуги и праздники

- музыкальные и физкультурные занятия.

         Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям мы используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные,   с элементами валеологии. Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, тренажеры, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.

         Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год), спортивные досуги (1 раз в месяц), «Дни здоровья» (ежеквартально).

         Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

        

         Итак,   здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

         Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей: в 2006 году она составляла 12 дней на одного ребенка,  в 2008 году – 6,5 дней, за первое полугодие 2009 года  4 дня. Улучшился показатель посещаемости детьми ДОУ: в 2006 году средняя посещаемость составила – 66 детей, а в 2008 году – 85 детей, за первое полугодие 2009 - 90 детей.   

 

Но на фоне достигнутых успехов, существуют и проблемы:

-   несмотря на использование различных форм закаливания, отсутствует водное закаливание, так как температурный режим в ДОУ не во все сезоны соответствует норме;

-  необходимо доукомплектовать детский сад ростовой мебелью;

- требуется ремонт плескательного бассейна для проведения оздоровительных водных процедур в летний период.

 

 Мы надеемся, что на дошкольников обратят внимание и окажут помощь  как в реализации здоровьесберегающих технологий, так и в решении возникающих трудностей. 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»